Малявин Фил. Анд

Малявин Фил. Анд

МАЛЯ́ВИН Фил. Анд. (1869—1940) — живописец. Начал худож. деят-ность в иконописной мастерской на Афоне (1885—91). При содействии скульптора В. А. Беклемишева переехал в Пб. Учился в АХ (1892—99) у И. Е. Репина, оказавшего значит. влияние на портр. живопись М. ("К. А. Сомов", "И. Э. Грабарь", оба — 1895; "А. П. Остроумова", 1896). Самобытность худож. мышления и органичность живописных решений ощущается уже в ранних работах. Для них характерна точность лепки фигуры, живоп. единство фигуры и возд. пространства (портрет сестры — "За книгой", 1895; "Старуха. Портрет Д. И. Татаринцевой", 1898). Крест. тематика становится осн. в творчестве М. Обобщенность образов, передаваемая декор., крупными мазками почти чистых красок — оранжевых, синих, зеленых, сближает произв. кон. 1890-х — нач. 1900-х гг. со стилем "модерн". Образы становятся менее конкретизированными, исчезает жанрово-повествоват. эл-т, рис. отступает перед игрой интенсивных красочных пятен, создающих впечатление вихревого движения, организованных единым ритмом и обрамляющих четко прорисованные лица и руки ("Смех", 1899; "Крестьянская девушка", 1899; "Девка", 1903; "Вихрь", 1906). В более поздних работах живоп. динамика и яркая декоративность ослабевают, появляются черты жанровости, четче прорисовываются лица, приближаясь к портрету ("Две девки", 1910-е гг.; "Верка", 1913). Использующее "репинскую линию" портретное иск-во М. в дальн. получило развитие в рис., отличающемся лаконизмом, точностью моделировки, изысканностью графич. мастерства. С 1903 — чл. "Союза рус. художников". С 1922 жил за границей.

Лит.: Александрова Н. Ф. А. Малявин. М., 1966; Живова О. А. Ф. А. Малявин. М., 1967.

Ф. А. Малявин. За книгой. 1895

Ф. А. Малявин. За книгой. 1895

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»